суббота, 1 февраля 2014 г.

Инициатива и исполнительность


Самое главное для меня как учителя – это вовлечь детей в деятельность, потому что современные дети чаще всего не умеют себя занимать. Всё что им доступно, я имею в виду, развлечения, которые они сами себе могут придумать – это различные гаджеты: компьютеры, ноутбуки, планшеты, телефоны, игровые приставки. И это беда не только старших детей, но уже и младших школьников.
Такой разговор состоялся у меня с одним из старшеклассников, который заболел и остался дома с младшей сестрой, тоже болеющей.
- Опять с мелкой дома сидеть.
- Займи её чем-нибудь.
- Она не занимается ничем, кроме планшета.
А мы как педагоги можем и должны показывать детям, что есть много интересных и полезных занятий, помимо современных компьютерных технологий.  Меня очень вдохновляет то, что дети с удовольствием участвуют в различных делах и с готовностью откликаются на всё новое.  И здесь я хотела бы поделиться своими мыслями о том, как дети проявляют себя в деятельности.
Традиционный месяц гражданско-патриотического воспитания наполнен делами и событиями. В музее истории школы мы уже провели несколько занятий по блокаде Ленинграда. Очень непростая тема для современных детей. И мы стараемся построить занятие так, чтобы дети не просто услышали, увидели, но прочувствовали, поняли, задумались, а, может быть, содрогнулись и поплакали. Самые разные классы приходят к нам, мы можем сравнить, оценить детей.  Вчера мы общались с 7 Б, 6 В и 9 Б. Казалось бы старшеклассники должны лучше, правильнее воспринимать, потому что взрослее, и, наверное, умнее. Но получилось всё наоборот. Семиклассники и шестиклассники слушали, открыв рты и затаив дыхание, а 9 класс понял, что происходит только к концу занятия. И всё-таки нам удалось достучаться до тех детей, которые сначала спали, отвлекались и не воспринимали происходящее всерьёз. На самом деле, они могут думать, размышлять, сопереживать. В чём проблема? Почему так трудно «расшевелить» некоторых  детей. Из опыта могу сказать, первая причина – это семья, другая – классный руководитель (тот, который был в начальной школе, и тот, что сейчас с ними работает), ещё одна причина – это дела, которые проводятся в классе или не проводятся.
Это об исполнительности.
Об инициативе. Инициатива, как известно, наказуема. Решили в рамках месяца гражданско-патриотического воспитания показать две музыкально-литературные композиции «О блокаде Ленинграда» и «О войне в Афганистане». Старый жанр, который в современных условиях выглядит по-другому. О блокаде поручили подготовить одному классу из среднего звена. Дети решили проявить инициативу и нашли сценарий в Интернете. С одной стороны, они – молодцы, но, с другой, они подошли к теме совершенно формально. Первое правило нашей работы: не пользоваться чужими сценариями. Думаю, никому не надо объяснять, почему. Сценарий огромный, скучный, стандартный, а самое главное БЕЗЛИЧНЫЙ. Конечно, можно подготовить и чужой сценарий, но не по этой теме и не в нашей школе. Сразу же начались проблемы. Дети не понимают, зачем они готовят это (им не рассказали о событии, их не настроили на нужную волну). У детей совершенно нет серьёзного настроя, потому что они читают типовые стихи, которые не проникают в душу. А так как, материала много, учить надо много, то дети торопятся, плохо читают, тем более забывая об эмоциях и чувствах.
Трудная у нас ситуация, напишу, как всё закончилось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий